Тесты для семинедельных щенков
(автор системы тестов американский психолог Уильям Кэмпбелл; система позволяет точно выявить задатки собаки по поведению щенка - Campbell W. Be have our problems in dog. 1975г.)
ТЕСТ 1. Контактность. Войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на середину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. Затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:
* подходит тут же, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами (А);
* подходит без задержки, хвост поднят, лает (В);
* подходит без задержки, хвост опущен (С);
* подходит медленно, хвост опущен (Д);
* не подходит (Е).
ТЕСТ 2. Следование за человеком.
Человек удаляется от щенка нормальным шагом. По манере сопровождения или несопровождения определяется степень независимости характера щенка:
* идет с готовностью рядом, хватает тестирующего за ноги, хвост высоко поднят (А);
* идет с готовностью, хвост высоко поднят (В);
* идет за человеком с готовностью, хвост держит низко (С);
* идет медленно, хвост держит низко (Д);
* за человеком не идет, уходит от него (Е).
ТЕСТ 3. Послушание.
Щенка осторожно кладут на бок, подхватывают его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. Щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться.
Буквенного ключа этот тест не имеет.
ТЕСТ 4. Социальное доминирование.
Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения:
* борется, сопротивляется, кусается (А);
* борется, сопротивляется (В);
* двигается, лижет руки (С);
* вертится, чтобы лизнуть руки (Д);
* замирает и ждет (Е).
ТЕСТ 5. Чувство собственного достоинства.
Щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтоб он мог вас видеть, и удерживают в этом положении в течении 30 секунд:
* сопротивляется энергично, рычит, кусается (А);
* сопротивляется энергично (В);
* сопротивляется, затем перестает, лижет руки (С);
* не сопротивляется совсем, лижет руки (Д).
Одновременно можно тестировать всех имеющихся щенков подходящего возраста. В этом cлучае в горизонтальной линии располагают клички щенков, а под каждой кличкой в столбик ставят буквы, обозначающие результаты каждого теста. В итоге под каждой кличкой образуется вертикальная колонка из четырех букв. Сочетание букв будет разным, и на основании ключа к тестам вы получите следующие характеристики и рекомендации:
а) Два А, а также В:
* агрессивен, может укусить, если до него дотронуться;
* не рекомендуется детям, подросткам и пожилым людям;
* жестких методов дрессировки не применять.
Будет иметь тенденцию защищать хозяина от опасности.
б) Три и более В:
* собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества;
* для детей не рекомендуется;
* хорошие задатки для охотничьих и служебных собак.
в) Три и более С:
* идеальный компаньон;
* рекомендуется для детей и пожилых людей.
г) Два и более Д с одним или более Е:
* очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребует много усилий при воспитании;
* в общении с детьми не создает никаких проблем;
* укусить может только в виде защиты при жестоком обращении.
д) Два и более Е (особенно Е в тесте 4):
* с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике. Если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом. Если несколько раз отмечена реакция Д, щенок может обнаружить склонность к бегству;
* не рекомендуется для детей и подростков.
е) Когда реакции А и В плохо разграничиваются, повторить тест в другом помещении.